Коробенкова Н.К. |
Цели и задачи:
- повторить и систематизировать сведения о вводных словах и предложениях;
- дать понять учащимся, что материал учебника по данной теме ограничен, что необходимо работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;
- прививать интерес к музыке, заострить внимание на ее роли в жизни человека.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
...Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова, не существуют для простой забавы; они отвечают... гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий. П.И.Чайковский
1 Оргмомент
Звучит мелодия.
Слово учителя:
На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях.
Урок имеет подзаголовок «Тема пройдена, но …».
Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по-своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.
А еще мы будем говорить о музыке, о ее воздействии на человека, о тех, кто оставил незабываемый след в истории музыкального искусства, о тех, кто своим творчеством пытался пробуждать в человеке человеческое.
Итак, за работу.
2 Повторение теоретических сведений.
Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру «Дерево мудрости».
Задание: образовать группы; каждой группе сформулировать вопрос по материалу параграфа, написать этот вопрос на карточке, сложить ее и скрепкой прикрепить к «дереву». На работу отводится 1 минута.
Итак, перед нами «дерево мудрости». Теперь представитель каждой группы должен вкусить плод с «дерева мудрости»: снять карточку другой группы и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки.
Учитель: Мы повторили практический материал, данный в учебнике.
В общем-то, правила несложные. Значит, вы все знаете по данной теме и вам больше нечего изучать? Давайте проверим.
3 Практическая часть
Задание 1. Работа по карточкам в группах с дифференцированным заданием.
Анализируя предложение, члены каждой группы распределяют между собой обязанности:
- выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
- найти вводное слово;
- определить, к какой группе по значению относится вводное слово;
- объяснить знаки препинания при вводных словах.
Предложения для анализа.
1 группе:
Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка. (степень уверенности)
2 группе:
Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства – одним словом все, чем живет человек, нашло отражение в музыке. (замечания о способах оформления речи)
3 группе:
По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед. (источник сообщений)
4 группе:
Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее. (степень уверенности)
5 группе:
К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует. (чувство)
Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?
Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.
Учитель: Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова?
Попробуем ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание.
Задание 2. Записать предложение:
Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.
Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Проблема: такой группы в учебнике нет). Какое отношение выражает говорящий? (призыв к собеседнику)
Учитель: Какой вывод можно сформулировать по итогам выполнения этого задания? Вывод 2: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике.
Задание 3. Устный пунктуационный разбор.
Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?
а) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрыленности.
б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.
(С. Т. Коненков, скульптор )
– Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?
– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
Вывод 3: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения. Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Задание 4. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения.
На слайде презентации выведены предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.
- Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.
- Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
- Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.
- Во время концерта Никколо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
- Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.
(Ключ: 2,5) именно 25 апреля – день рождения Петра Ильича Чайковского
Задание 5. Где же человек может употреблять вводные слова? (в речи, в письме, в докладе)
Работа с текстом на неоправданное употребление вводных слов.
Конечно, 50 лет назад в нашем городе открылась детская музыкальная школа. Тогда в ней было, по-моему, всего 35 учащихся и три педагога, а сейчас, бесспорно, больше. Коллектив мечтал, наверное, о новых инструментах и о том, чтобы музыка, во-первых, по выражению, стала народной потребностью. Понемногу, может быть, эти мечты стали сбываться, и доказательство тому - включение группы учащихся детской музыкальной школы в состав, к счастью, областного симфонического оркестра “Созвездие Байкала”, который занял почетное место, естественно, в Австрии.
Вывод 4. Вводные слова необходимо употреблять там, где это необходимо. Избегать вводных слов-сорняков.
Петр Ильич Чайковский
Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнают и любят этого композитора.
В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.
Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.
Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.
Задание: вставить в тексте орфограммы и знаки препинания и , подчеркнуть вводные слова и предложения.
Вывод 4. Необходимо знать правописание вводных слов.
4 Итог урока
Вернемся к подзаголовку нашего урока «Тема пройдена, но…»
- Итак, как бы вы закончили эту фразу? (Ответы учащихся)
Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на тему «Музыка в моей жизни» с использованием вводных слов и предложений.
Harrah's Resort Atlantic City - MapYRO
ОтветитьУдалитьFind Harrah's Resort 충주 출장샵 Atlantic 과천 출장샵 City, New Jersey, United States, 광양 출장샵 United States, ratings, photos and map. Harrah's Resort 양산 출장샵 Atlantic City. 시흥 출장안마