четверг, 5 апреля 2012 г.

Статья "Почему образы Гамлета и Дон Кихота «вечные» образы мировой литературы?"


Вечные образы литературы … Образы, которые не перестают волновать все новые и новые поколения читателей, образы,  вдохновляют на творческие поиски поэтов, писателей, художников разных времен, образы, которые теряют историческую  конкретику и воспринимаются как мировые, общекультурные образы-символы.  
К ним  смело  можно отнести Дон Кихота и  Гамлета. 
Разве мог себе представить бедный и одинокий Мигель Сервантес де Сааведра, ещё при жизни известный как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот», что герои его станут самыми популярными испанцами, и соотечественники поставят им памятник. Сервантесу удалось создать роман на все времена и для всех народов. Тайну привлекательности для человечества этого образа старались разгадать философы, образ Дон Кихота находит отражение в творчестве поэтов и писателей, вдохновляет на создание музыкальных произведений, оживает на полотнах художников.
Бессмертная книга задумывалась как пародия, высмеивающая  рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI века, когда жил и творил Сервантес. Но замысел писателя ширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, изменялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую.
Образ Дон Кихота стал вечным  благодаря своей универсальности: всегда и везде есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность. История донкихотства начинается с того времени, когда кто-то из читателей романа впервые назвал себя Дон Кихотом. Интерес к роману Сервантеса не угасает до сих пор, а значит, можно  надеяться, что Дон Кихот найдет свое воплощение в новых шедеврах искусства, докажет свою «вечность» еще не одному поколению читателей.
И мне кажется, что в душе каждого ребенка живет маленький «донкихот», которого взрослые  порой не понимают, пытаются избавить ребенка он этого, что, в конце концов,  почти всегда это и  удается. Я думаю, настоящие «донкихоты» - это люди, которые воспринимают мир с детской наивностью, имеют богатое воображение и видят в самом обычном необычное, прекрасное.
Совсем другой вечный образ  в трагедии Шекспира «Гамлет». Гамлет — одна из самых загадочных фигур мировой литературы.
Гамлет твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и наказать зло.
Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивление
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?
Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Его колебание — следствие глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают преступника. Гамлет -  человек со сложным духовным миром, полным контрастов и противоречий.
Гамлет  – глубокий человек, у него  философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейную драму убийства отца он рассматривает как портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери,  быстро забывшей об отце и вышедшей замуж за другого, приводит его к обобщению: «О женщины, вам имя — вероломство». Вид черепа Йорика наводит его на мысли о бренности земного. Вся роль Гамлета построена на том, чтобы тайное сделать явным.
В финале драмы, попросив друга  Горацио «рассказать все» оставшимся в живых, Гамлет произносит загадочную фразу: «Дальнейшее — молчанье». Он уносит с собой некую тайну, которую не дано узнать. Смерть Гамлета стала началом его бессмертия.

К образу Гамлета обращались в своём творчестве российские поэты И. Анненский, М. Цветаева, Б. Пастернак.  Гете, видел в Гамлете своеобразного Фауста, «проклятого поэта», вынужденного искупать грехи цивилизации. Особенное значение приобрёл этот образ у романтиков. Гамлет в их понимании является почти первым романтическим героем, который болезненно переживает несовершенство мира. Этот образ интересен не  только театральным деятелям. Мы можем говорить о Гамлете в  живописи, киноискусстве…
В личностной  психологии разработана система социальных типов на основе анализа  системы “человек - окружающий мир”. Эта типология включает  двенадцать наиболее часто встречающихся типов личности. Среди этих типов есть и «Дон Кихот», и «Гамлет».  Значит,  эти образы волнуют не только ценителей настоящей литературы и искусства, но и ученых.








Комментариев нет:

Отправить комментарий